ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ. ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
5.1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ И ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Главной особенностью, которая отличает деятельность Аэрофлота на международных воздушных линиях (МВЛ) от его работы на внутренних линиях, являются специфические условия функционирования во внешней среде, где действуют особые законы принципиально иного вида, обусловленные стихийным характером отношений, складывающихся на мировом рынке авйапере — возок. В силу этого выбор системы показателей деятельности Аэрофлота в сфере международных воздушных сообщений (МВС) н методов оценки ее эффективности невозможен без тщательного и всестороннего изучения особенностей международных авиаперевозок и факторов, формирующих их конъюнктуру.
Эксплуатация международных воздушных линий характеризуется следующими особенностями: рыночно-конъюнктурными, договорно-правовыми, валютно-финансовыми, организационными.
Рыночно-конъюнктурные особенности. Под рынком воздушных перевозок понимают совокупность предлагаемых авиатранспортными компаниями провозных способностей воздушного транспорта (располагаемый тоннокилометраж) и предъявленного платежеспособного спроса на авиатранспортную продукцию, приуроченного к определенному месту и времени. Степень рассогласования между этими двумя составляющими характеризует конъюнктуру рынка.
Состояние мирового рынка международных авиаперевозок определяется действием различного рода политических, экономических, социальных, демографических, естественно-географических и других факторов.
К политическим факторам относятся: уровень стабильности политической обстановки в отдельных странах и регионах; необходимость обеспечивать государственные интересы; характер взаимоотношений государств, осуществляющих международные авиаперевозки, а также стран, через территории которых производятся полеты; престиж национальной гражданской авиации на международной арене; национальная политика государств в области развития внешнеэкономических н культурных связей.
Среди экономических факторов следует выделить: уровень экономического развития стран и регионов; состояние их общехозяйственной конъюнктуры; состояние мирового валютного рынка; темпы инфляции в странах, участвующих в авиаперевозках; уровень реальных доходов населения; состояние мирового рынка рабочей силы и сырья; характер конкурентной борьбы на рьшке и степень монополизации перевозок; финансовое положение и прибыльность деятельности авиатранспортных компаний — перевозчиков, уровень их эксплуатационных расходов; динамику инвестиционной деятельности в отрасли; уровень тарифов на авиаперевозки.
Социальные факторы обусловлены: социально-психологическим: климатом в странах-участницах перевозок; социально-бытовыми: традициями и социальной структурой населения; популярностью авиакомпаний — перевозчиков; привлекательностью воздушного) транспорта среди населения..
Демографические факторы воздействуют на рынок авиаперевозок в основном через численность населения, его половозрастную структуру и занятость, естественно-географические определяются природными и климатическим особенностями стран и регионов* между которыми осуществляются воздушные перевозки.
Важное воздействие на рынок оказывают также факторы технического развития воздушного транспорта, определяющие облик летательного аппарата и его технико-экономическую эффективность, а также «кризисные» ситуации, резко изменяющие динамику — спроса на авиаперевозки, такие, как стихийные бедствия, эпидемии; и т. д.
Представляется возможным определить до 80 конъюнктурообразующих факторов на рынке авиаперевозок, причем предложенные ме-тЬдические принципы их группировки, не являются единственно возможными. Одним из возможных вариантов классификации факторов является разделение их на циклические и нециклические. Такой подход позволяет учесть при оценке эффективности; деятельности Аэрофлота в сфере международных сообщений воздействие, которое окажет на его работу та или иная фаза цикла — капиталистического воспроизводства авиатранспортной продукции: и состояние общехозяйственной конъюнктуры стран и регионов, с которыми СССР связан воздушными трассами.
Выявить наличие и количественно оценить степень воздействия на эффективность различного рода факторов при изменении конъюнктуры рынка, определить их значимость и активность можно — с помощью методов математической статистики. Математические- методы анализа оперируют числовыми данными, поэтому при изучении конъюнктуры рынка встает задача ‘определения числового — выражения результатов воздействия каждого фактора в отдельности или группы факторов на эффективность. Задача осложняется тем, что подавляющее большинство факторов имеет чисто качественный характер. Однак о некоторые из них’с большей или меньшей степенью относительности и условности поддаются количественной оценке. Например, политику государства в области туриз-
ма, культурного и научного обмена можно оценить по соотношению выдаваемых въездных и выездных виз; эффективность рекламной деятельности — по количеству дополнительно привлеченных пассажиров и т. п.
Особенно сложно дать количественную оценку таким факторам формирования конъюнктуры, как научно-техническая революция, концентрация производства и капитала, социальные, социальнопсихологические, и некоторым другим. В этом случае возникает необходимость в использовании оценок, выводов, заключений экспертов по соответствующим вопросам и разработке шкалы оценок.
Состояние, сложившееся в результате действия всего комплекса разнообразных конъюнктурообразующих факторов, характеризуется показателями конъюнктуры (под термином «показатель конъюнктуры» следует понимать числовую характеристику, по которой можно судить о состоянии рынка). Традиционными показателями конъюнктуры любого рынка являются: объемы реализованной продукции, рыночная цена продукта и прибыль, поскольку их динамика определяется всей совокупностью факторов, воздействующих на рынок. На воздушном транспорте эти показатели трансформируются в объем перевозок, тариф и прибыль авиакомпании-перевозчика. Особенно чувствительным к изменению конъюнктуры рынка является показатель прироста объема реализованной продукции.
Договорно-правовые особенности. Установление международных воздушных сообщений является функцией государства, а практическое осуществление перевозок обеспечивается авиационными компаниями. Правовой основой для установления воздушных сообщений выступают соглашения, заключаемые соответствующими транспортными ведомствами договаривающихся ‘ стран. На основании этих соглашений Аэрофлот и национальные авиакомпании стран-партнеров заключают соглашения по эксплуатации договорных международных линий. Основным назначением соглашения о воздушных, сообщениях является установление перечня прав на перевозки, которые договаривающиеся стороны предоставляют друг другу. Определение прав на перевозки в отношениях между странами — участницами международных воздушных сообщений осуществляется на основе рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАОД В документах ИКАО определены пять основных типов прав на перевозки, называемых «Свободами воздуха». Их можно подразделить на некоммерческие и коммерческие.
К первой группе относятся: «Первая свобода воздуха»—право пролета над территорией другой страны без посадки; «Вторая свобода воздуха» — право авиакомпании. производить посадку своих самолетов на иностранной территории с некоммерческими.(техническими) целями (например, для заправки топливом, .ремонта, смены экипажа и т. д.).
Следующие три свободы воздуха принадлежат ко второй подгруппе: «Третья свобода воздуха»— право авиакомпании прини-
мать на борт в своей стране коммерческую нагрузку (пассажиры, груз и почта) для перевозки на территорию страны-партнера; «Четвертая свобода воздуха» — право авиакомпании на перевозку коммерческой нагрузки в обратном направлении; «Пятая свобода воздуха» — право авиакомпании на перевозку коммерческой нагрузки между страной-партнером и третьими странами.
Как дополнение к пяти «свободам воздуха» известно также «Каботажное право» — право авиакомпании па перевозку коммерческой нагрузки между пунктами па территории страны-партнера. Эго право, однако, предоставляется в очень редких случаях, так как возникает опасность конкуренции иностранной авиакомпании с национальной на внутренних линиях. .
Помимо определения свобод воздуха, предоставляемых друг другу, при переговорах о заключении соглашений о воздушных сообщениях стороны также оговаривают название и количество пунктов на их территории, в которых разрешена посадка самолетов авиакомпании страны-партнера, пункты пересечения государственных границ и трассы следования самолетов.
Договаривающиеся стороны обычно стремятся к тому, чтобы по соглашению национальные авиакомпании имели равные права, одинаковое количество разрешенных пунктов посадки, т. е. главным принципом заключаемого соглашения является принцип взаимности и равенства предоставляемых друг другу прав и свобод.
К числу коммерческих прав, оговариваемых авиакомпаниями при заключении договора о совместной эксплуатации международных линий, относятся также право продажи авиаперевозок на территории страны-партнера, оформления перевозок на своих бланках, назначения агентов по продаже перевозок и др.
Валютно-финансовые особенности. Правильная оценка результатов деятельности Аэрофлота во внешнеэкономической сфере требует учета специфической системы международных расчетов при сопоставлении внутренней и международной стоимостей авиатранспортной продукции. Необходимость такого сопоставления и, следовательно, пересчета иностранной валюты в советские рубли возникает при расчетах с иностранными авиакомпаниями за авиаперевозки, взаимное использование авиаГСМ, техническое обслуживание, при выплате комиссионного вознаграждения фирмам-агентам по продаже авиаперевозок, при определении .тарифов на пассажирские и грузовые перевозки и т. д.
Аэрофлот осуществляет международные расчеты по трем группам валют: конвертируемой («твердой») валюте; замкнутой (неконвертируемой) валюте капиталистических стран; национальной валюте, используемой в расчетах с социалистическими странами. Национальная валюта социалистических стран включает в себя: клиринговые рубли (условная расчетная финансовая единица, используемая при ведении клиринговых счетов); переводные рубли (клиринговая валюта стран — членов СЭВ, используемая в расчетах между ними).
Валютно-финансовые аспекты деятельности Аэрофлота отражаются в валютном плане МГА, который является составной частью сводного валютного плана СССР и включается в общегосударственный финансовый баланс. Специфика валютного планирования заключается в следующем: планирование происходит по трем указанным выше группам валют; план составляется в советских рублях, которые отражают получение иностранной валюты, пересчитанной по официальному курсу; валютное планирование осуществляется по трем группам стран исходя из их социально-экономических особенностей; в планировании предусматривают элементы случайности и неопределенности, обусловленные специфическим воздействием капиталистического рынка авиаперевозок, состоянием: его конъюнктуры, особенностями тарифной политики; валютный план, как и все другие, носит директивный характер и является обязательным для исполнения.
Основная задача при составлении валютных планов МГА заключается в наиболее полном выявлении источников поступления иностранной валюты с учетом конъюнктуры мирового-рынка авиаперевозок, общего повышения экономической и народнохозяйственной эффективности Аэрофлота.
Организационные особенности. Главным производственным подразделением Аэрофлота, выполняющим хмеждун а родные перевозки, является Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУ МВС). На его долю приходится свыше 80% пассажирооборота из общего объема международных перевозок Аэрофлота. Однако и другие управления и производственные объединения с каждым годом расширяют международную деятельность.
Особое место в международной деятельности советской гражданской авиации занимает работа представительств. В своей работе они руководствуются «Положением о генеральном представительстве Аэрофлота», законами СССР и страны пребывания, «Воздушным кодексом Союза ССР», імежправительственньши соглашениями, приказами, указаниями и инструкциями МГА.
Представительства Аэрофлота за границей являются основными подразделениями, обеспечивающими выполнение валютного плана. В зависимости от объема перевозок они подразделяются на представительства и генеральные представительства.
В обязанности представительства входит обеспечение интересов Аэрофлота в стране пребывания. Они осуществляют связь с компаниями, туристскими фирмами и другими организациями для решения различных вопросов эксплуатации авиалиний, обеспечивают — выполнение производственного и финансового планов, умелую* реализацию коммерческих прав, организуют выгодную продажу авиаперевозок и бронирование, принимают эффективные меры по — обеспечению безопасности и регулярности полетов, улучшению обслуживания, контролируют выполнение условий различных соглашений, обеспечивают строгое соблюдение финансовой дисциплины* проводят коммерческую, рекламную и информационную работу.
В Аэрофлоте в 1973 г. были организованы первые региональные представительства, призванные координировать и контролировать работу представительств Аэрофлота в странах определенного региона йо выполнению ими производственного и финансового планов, разрабатывать и проводить мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества между Аэрофлотом и авиапредприятиями стран данного региона, проводить всесторонний анализ перевозок с целью рационального выбора маршрутов советских самолетов и повышения эффективности эксплуатации авиалиний, координировать рекламно-информационную работу представительств, а также проводить ее в прилегающих странах, _ где нет представительств пли полеты в которые не осуществляются, проводить единую и гибкую тарифную политику в своем регионе. Практика показала, что создание региональных представительств было своевременным и необходимым мероприятием.
Региональные и’ генеральные представители Аэрофлота, представители в аэропортах, представители по коммерческим вопросам, начальники рекламно-информационных агентств назначаются приказами министра гражданской авиации, а остальные сотрудники представительств (диспетчеры по продаже билетов и бронированию мест, обслуживанию пассажиров, коммерческие агенты, информаторы, делопроизводители, обслуживающий персонал) принимаются на работу генеральным представителем Аэрофлота из числа граждан страны пребывания по согласованию с посольством СССР. .